22.10.2016 20:10

Дарья Суховей в АБЦентре

23 октября, в воскресенье, с 19 часов Дарья Суховей читает шестистишия в центре Андрея Белого.

Дарья Суховей: "Это не "поэтический вечер". А представление всех стихотворений из 6 строк, написанных за год - их более 300. Можно сказать, что это отчёт о проделанной работе или перфоманс. Год назад, сев в поезд на Урал, я отчётливо осознала необходимость создать новую форму и немножко "поупражнялась" в ней. А дальше она повела меня за собой и открывала всё новые и новые возможности поэтического высказывания.

Я буду читать и впараллель показывать тексты на проекторе. Можно будет задать вопросы и вообще высказаться. Вечер будет длиться ориентировочно 3 часа.

Приходить-выходить можно в любой момент. Чай обещаем. Одевайтесь теплее - октябрь на чердаке это настоящий октябрь на настоящем чердаке."

Виленский пер., д. 4. Вход во двор по звонку на воротах. Вход свободный.

03.10.2016 12:37

Революционное насилие и невозможное свидетельство: революция «для себя» Николая Евреинова

6 октября на АБЦ-Чердаке Игорь Чубаров выступит с лекцией «Революционное насилие и невозможное свидетельство: революция «для себя» Николая Евреинова». Начало в 20:00. 

Театральная инсценировка 1920 г. «Взятие зимнего дворца» в Петрограде под руководством Н.Н. Евреинова притягивает внимание режиссеров, художников и исследователей последнего десятилетия. К юбилею Октябрьской революции в Цюрихе, Дортмунде и Петербурге готовится издание текстов и выставка фото и видеоматериалов вокруг инсценировки Евреинова. Наш анализ инсценировки отмечен радикальным переопределением отношения между «театром» и «жизнью», констелляцией документа и инсценировки как способа свидетельства о «невозможном» событии революции, запускающем режим мессианского времени и взрывающем онтологический режим присутствия. В сообщении будет предпринята перекрестная критика подходов к художественному свидетельству о событии революции у Н. Евреинова, С. Эйзенштейна, С. Третьякова, В. Шаламова, В. Беньямина, Ж. Деррида, Дж. Агамбена, Б. Гройса, С. Жижека, С. Зассе и предложен проблемный взгляд на исторический, онтологический и художественно-поэтический статус революционного насилия. 

План лекции: 

1) Транзитивный характер революции и авангардного жеста в истории. Мессианство без мессианизма (Беньямин-Деррида); 

2) Революция 1917 г. в России как «день сурка» и театр для себя Н. Евреинова. 

3) Театральные и поэтические игры с насилием и правом. Статус «невозможного» свидетеля (Шаламов-Примо Леви- Агамбен) 

4) Документ или фейк — документальные свидетельства революции (Эйзенштейн, Гройс, Жижек, Зассе). 

5) «Великий театр Петербурга» как самоинсценирование жизни (Кафка-Евреинов).


Лекция пройдет в рамках теоретической программы альманаха [Транслит] "Тексты в действии".

Виленский пер. д. 4. Вход во двор по звонку на воротах. Вход свободный.

08.09.2016 17:50

Распыленная событийность и децентрированная структура в драме Чехова

14 сентября на Чердаке Центра Андрея Белого состоится встреча теоретической программы альманаха [Транслит] "Тексты в действии", на которой выступит Александр Скидан с лекцией «РАСПЫЛЕННАЯ СОБЫТИЙНОСТЬ И ДЕЦЕНТРИРОВАННАЯ СТРУКТУРА В ДРАМЕ ЧЕХОВА». Начало в 19:30.

«За два месяца до смерти Чехова Вс. Мейерхольд писал ему: “Вы несравнимы в вашем великом творчестве. Когда читаешь пьесы иностранных авторов, вы стоите оригинальностью своей особняком. И в драме Западу придется учиться у вас”. Так и вышло. Театральный язык Чехова был нов, непривычен; его критиковали, ему сопротивлялись. Но остановить его воздействие на драматургию, на мировую сцену было нельзя — он неуклонно ее завоевывал. Теперь влияние это общепризнанно; Чехова называют Шекспиром двадцатого века. О его влиянии на их собственное творчество или на мировую драматургию в целом говорили Ж. Л. Барро, В. Вульф, Д. Голсуорси, Д. Гилгуд, А. Миллер, Ф. Мориак, Д. Осборн, Л. Оливье, Дж. Б. Пристли, Шон О’Кейси, Б. Шоу и многие другие. В создании нового языка драматургии Чехов был не одинок. Рядом с ним развивалась европейская “новая драма” — Г. Гауптман, Г. Ибсен, М. Метерлинк, А. Стриндберг. Но родоначальником драматургии XX в. стал Чехов. Именно его драматургия стала тем кладезем, из которого черпали и черпают все новейшие театральные направления — от символизма до театра абсурда. И дело здесь, безусловно, не в том, что Чехов дал больше, чем кто-либо другой, новых драматургических приемов, но в том, что он продемонстрировал последовательно новый тип художественного мышления, отменивший прежние, казавшиеся незыблемыми, ограничения, отменивший не в частностях, а в целом» (А. П. Чудаков. «Поэтика Чехова»).


15.08.2016 20:01

Лекция Александра Королева "Актуальные проблемы интерпретации классического искусства"

19 августа, в пятницу, в 19:00 на Чердаке Центра Андрея Белого состоится лекция кандидата философских наук, старшего научного сотрудника сектора художественной культуры РИИИ Александра Королева "Актуальные проблемы интерпретации классического искусства" в рамках серии Настройки / Settings проекта SERIA.

Как возможно понимать произведения классического искусства сегодня? Музейные этикетки, аудиогиды, каталоги отучают нас задавать свои собственные вопросы к произведению, давая готовые ответы и предлагая только одну форму взаимодействия с произведением – безмолвное восхищение. Интерпретация (в одном из значений — «перевод») – это попытка «перевести» с языка искусства на язык, доступный современному человеку, прояснить и донести смысл, избегая клише и устоявшихся мнений.  

Идея научной интерпретации отдельных произведений искусства не нова, однако возможности этого метода исследования до сих пор редко принимаются во внимание. Принято считать, что интерпретация дает слишком субъективный взгляд на искусство, и поэтому с ее помощью невозможно ни устанавливать новые факты, ни опровергать старые. Как правило, в работах об искусстве интерпретации отдельных произведений играют роль иллюстрации основных идей, декоративного элемента, необходимого для «разбавки» текста. Тем не менее, как показывает опыт, интерпретация может достигать высокой степени объективности и не только устанавливать новые факты, но и существенно менять устоявшиеся мнения по самому широкому кругу вопросов. 

Настройки / Settings – это серия событий, конструирующих возможные пространства внутри интеллектуального ландшафта. Лекции, семинары, дискуссии, прогулки, концерты имеют свободный формат и проходят в самой разной обстановке — от библиотеки до заброшенного парка. Каждый "настройщик" представляет конфигурацию своих текущих идей, и через соположение с другими она актуализируется в общей системе интеллектуальной работы. 

Вход на все мероприятия проекта SERIA свободный.

Место: Чердак Центра Андрея Белого, Виленский пер. д. 4, вход со двора.